426000, Izhevsk, Udmurt Republic, Russia


E-mail: vihr@yamail.udm.ru 

Выбираем: сторож, охранник или техника

Глобальный кризис, без сомнений, затрагивает все сферы экономической деятельности. Частная охрана не станет исключением. Что ждет российскую отрасль негосударственных услуг безопасности в условиях кризиса?


Прогнозировать развитие охранного бизнеса в условиях кризиса сложно, но предположить можно. Частным охранным предприятиям придется подготовиться к новым запросам заказчиков и, к сожалению, отказаться от нерентабельных объектов. Имеются в виду, объекты неплатежеспособные, по причине того же финансового кризиса. С уверенностью можно сказать, что услуги физической охраны по-прежнему будут востребованы промышленными предприятиями, офисными объектами, бизнес-центрами, ресторанной сетью, гостиничным сектором. Со стороны малого и среднего бизнеса будут востребованы консалтинг и юридические услуги в сфере безопасности. Сегмент защиты физических лиц (личная охрана), станет более востребованным. Сохранит свои позиции такое направление, как охрана общественного порядка в местах проведения массовых мероприятий.


Таким образом, рост клиентской базы на охранном рынке будет происходить за счёт охраны жилья и имущества граждан.


Сейчас мы вплотную подошли к вопросу, который может коснуться любого предприятия. Поменять ли профессиональную охрану на сторожа дядю Ваню или решить вопрос кардинально: с человека на технику?


Замена охранника на сторожа весьма понятна. Этому есть экономическое обоснование. Это значит, что для охраны имущества, товарно-материальных ценностей, обеспечения пропускного режима и поддержания внутреннего порядка в фирме дешевле содержать собственный штат администраторов, сторожей и т.п. Это действительно экономически более выгодно. Но! Где уверенность в том, что, платя меньшие деньги, вы действительно сэкономите, а не потеряете. В истории охранных предприятий известны случаями, когда, отказываясь от услуг ЧОП и нанимая сторожа, через несколько месяцев возвращаются к прежней охранной фирме. Причин тому миллион: вплоть до ситуации, когда приходишь на своё предприятие, а знакомый сторож спит, причём с оравой неизвестных вам друзей (подруг).
Если рассматривать случай замены человеческого ресурса на технический. Плюсы конечно свои есть. Всё точно, проверено, записано. Но. Ни одна техника не будет работать, если рядом с ней не будет человека, разбирающегося в её устройстве и функционировании. А уж вывести ее из строя может множество факторов: от погодных условий до хитрого мозга программиста.


Вот комментарии руководителя охранно-детективного объединения «Вихрь» Фуреева Сергея Викторовича по этому вопросу:


«Эти три понятия: сторож, охранник и техника, нельзя "ставить" рядом. Сторож – это человек, имеющий совершенно другую профессию, в отношении охраны он как манекен, который стоит в магазине. Профессиональный охранник – это человек, который знает, что делать в различных ситуациях, как в штатных, так и в нештатных. Замена охранника техникой тоже не всегда оправдана. Например, если сократить количество охранников в магазине (тем более самообслуживания), то я уверен, что попытки краж и количество самих кражи возрастет. Наш опыт работы в некоторых магазинах показывает, что средняя цена предотвращённых потерь в неделю – несколько тысяч рублей. Это та реальная сумма, на которую охранники вернули товар в магазин. А сколько было потенциальных краж? Люди, которые хотели украсть, но увидев охранника, побоялись это сделать?»


В новом году нужно согласиться, что заказчики будут вынуждены оптимизировать затраты на охрану. А ЧОП, чтобы не потерять заказчика, нужно будет найти варианты, которые его устроят. Частные охранные предприятия должны научиться оптимизировать затраты на охрану своих заказчиков, суметь выйти на взаимовыгодный диалог. От предприятий же требуется разумность и понимание, что замена профессиональной человеческой охраны проблем не решит, а только может усложнить ситуацию.

Январь 2009